Image default
Культура Новости

Реставраторы восстановили вертепные куклы XX века

Специалисты Бахрушинского театрального музея отреставрировали куклы второй половины XIX века для одной из разновидностей рождественского вертепа – шопки. Они будут выставлены в музейно-театральном квартале «Бахрушинский» на Павелецкой, открытие которого запланировано на 2024 год.


Шопка – это вид народного театра, появившийся в европейских странах, предположительно в XVI веке. Самую большую известность получила в XVIII-XIX веках. Такие вертепы практически всегда были двухъярусными, фигурки для них могли управляться кукольниками. На первом ярусе разыгрывались бытовые сценки, на втором – библейские.

«Старик», «Турецкий султан», «Маршалк» и «Сатана» поступили в реставрационную мастерскую в разном состоянии. Больше всего пострадала накидка сатаны: заломы и многочисленные утраты на черно-красном воротнике и нашивках в виде сердечек. Специалисты провели кропотливую работу. Секретами мастерства поделилась художник-реставратор по ткани 1 категории реставрационной мастерской Бахрушинского театрального музея с 19-летнем стажем Екатерина Шельбах.

Работа начинается с удаления пыли и водной очистки. Затем в ход идут иголка и нитка. Но и здесь не все так просто. Реставраторы не пользуются привычными нам нитками, они подбирают самую подходящую по составу и текстуре ткань, тонируют ее в нужный цвет, а потом извлекают оттуда нити, которыми и работают.

«Окрашивание дублировки– это долгий и трудоемкий процесс. Для каждой ткани используется свой краситель. Так, для шелковой лучше всего использовать кислотный, для хлопчатобумажной – прямой. Пропорции красителя тоже нужно вычислить до грамма, как и время окрашивания. Если немного передержать, то цвет может получиться темнее. Пробу цвета мы делаем на небольшом кусочке материи, сушим его, и сравниваем с исходным материалом», – уточнила Екатерина Шельбах.

Если повреждения ткани небольшие, то реставратор укрепляет их нитью. В случае больших утрат, подбирает материал, окрашивает его в нужный цвет. Для дублирования ветхих тканей на ткань наносят реставрационный клей, который фиксируется при помощи электрошпателя и укрепляется иглой и нитью. Далее производится монтаж деталей на кукле.

Специалист повторяет и ширину, и наклон шва. Кстати, строчки на изделиях, сделанные на машинке, стараются не демонтировать, так как повторить их на современном оборудовании очень сложно.

Сохранить старинные экспонаты помогают соблюдение температуро-влажностного режима, защита от пыли и длительного воздействия солнца.

Справочная информация

Бахрушинский музей – хранитель крупнейшей театральной коллекции России: более 1,5 млн экспонатов — это эскизы костюмов и декораций мастеров сценографии, сценические костюмы великих актеров, предметы декоративно-прикладного искусства, программы и афиши спектаклей, фотографии, портреты и редкие издания.

В музейный комплекс Бахрушинского входят – Дом-музей основателя Алексея Бахрушина и 12 филиалов. В Москве: 3 мемориальных дома (А.Н. Островского, М.Н. Ермоловой, М.С. Щепкина), 5 музеев-квартир (Вс.Э. Мейерхольда, Г.С. Улановой, М.М. Плисецкой, В.Н. Плучека, актёрской семьи М.В., А.А. Мироновых – А.С. Менакера), музей-мастерская театрального художника Д.Л. Боровского и музей-студия Радиотеатра. Также филиал музея находится в подмосковном Зарайске, в скором времени откроется еще один филиал в Музейном квартале в Туле.

При поддержке Министерства культуры РФ в рамках программы комплексного развития музея создается первый в России Музейно-театральный квартал на Павелецкой.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Reuters: России негде хранить непроданные баррели, падение добычи — впереди

admin

Хакеры придумали способ воровать деньги интересующихся футболом россиян

admin

Крымский фермер похитил 2,7 млн рублей

admin

Оставить комментарий

68586856