Законопроекты об оскорблении власти и фейк-ньюс Госдума одобрила в третьем чтении 7 марта. Первый предлагает наказывать за распространение в Сети информации, которая выражает в неприличной форме «явное неуважение» к обществу, государству, госорганам и государственным символам. За первое подобное нарушение хотят штрафовать на 30 000–100 000 руб., за второе – на 100 000–200 000 руб., за каждое последующее – на 200 000–300 000 руб.
Также депутаты приняли закон, предусматривающий блокировку ресурса, который опубликовал оскорбительную информацию. СПЧ считает, что такая мера – это «очевидно непропорциональное ограничение свободы слова и мнений».
В СПЧ обратили внимание и на «явную правовую неопределённость» понятия «выражение явного неуважения в неприличной форме». По мнению экспертов, это определение можно интерпретировать «предельно широко». Не ясно, попадут ли под действие закона карикатуры, анекдоты, скетчи, репризы, пародии, отмечают в СПЧ.
«Непонятно, в чем должно выражаться неуважение к государственным символам и к Конституции РФ. В обществе есть немало тех, кто резко критикует и отдельные статьи Конституции, и документ в целом. Сама Конституция и создала правовую основу для свободы подобных дискуссий», – сообщили в СПЧ.
Таким образом, непонятно, за что конкретно будут наказывать при нарушении этого закона, документ открывает «дополнительное пространство для произвольных действий», считают эксперты.
Что касается второго законопроекта – о фейк-ньюс – он предусматривает наказание за распространение недостоверных новостей. За первое такое нарушение граждан оштрафуют на 30 000–100 000 руб., должностных лиц – на 60 000–200 000 руб., юрлиц – на 200 000–500 000 руб. Если публикация повлечёт за собой смерть, причинение вреда здоровью или имуществу, то граждан оштрафуют на 400 000 руб., должностных лиц – на 900 000 руб., юрлиц – на 1,5 млн руб.
В СПЧ отмечают, что этот проект создаёт основу «для произвольного преследования граждан и организаций». По мнению экспертов, оптимальный способ противодействия фейк-ньюс – это оперативное предоставление властями максимально полной информации о событиях и наличие независимых экспертных мнений.
Законопроекты № 606595-7 «О внесении изменения в статью 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», № 606596-7 «О внесении изменения в статью 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», № 606594-7 «О внесении изменения в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».