Image default
Деньги Новости

Верховный суд рассмотрел дело об исчезнувшем из Сбербанка вкладе

Сбербанк и его клиентка поспорили, должен ли он выдать ей почти 3 млн руб. со вклада. Банк утверждал, что вклад в принципе не открывался.


Клиентка указывала, что пополняла счет, а спустя почти три года обнаружила, что там пусто. Разбираться пришлось судам. Три инстанции отказали истцу. Они посчитали, что клиентка не доказала передачи денег банку. В итоге дело дошло до Верховного суда, который выяснял у представителей сторон, куда подевался приходно-кассовый ордер.

25 декабря 2017 года Алла Игнатова* решила снять деньги со вклада, открытого в феврале 2015-го в Сбербанке ($37 000, или 2,4 млн руб. по курсу на тот день, плюс проценты. — Прим. ред.). Но получила отказ. По версии банка, операция по открытию вклада была отменена уже в день обращения — 9 февраля 2015 года. Тогда же Игнатова якобы закрыла другой вклад и сняла с него $38 060 (2,5 млн руб. по курсу на тот день), утверждает банк. Других операций она не совершала.

ВС разбирался, был ли договор банковского вклада

У клиентки другая версия: в конце декабря 2017-го она обратилась в банк, чтобы снять деньги, и якобы только тогда узнала, что счет пустой. Сбербанк отказался возвращать сумму вклада с процентами, поэтому в январе 2020-го она обратилась в Никулинский районный суд города Москвы, чтобы взыскать с банка почти 2,8 млн руб.

В суде банк предоставил в суд скриншот программы аудита, который подтверждал отсутствие расхождений в данных об операциях 9 февраля 2015 года. По мнению ответчика, это доказывает, что истец все же сняла деньги со счета. Предоставить бумажные документы по закрытию вклада банк не смог, так как они хранятся 5 лет, и этот срок уже истек до начала спора.

1 сентября 2020 года Никулинский районный суд отказал Игнатовой в удовлетворении ее иска. Суд посчитал, что истец не предоставила достаточных доказательств, что 9 февраля 2015 года она действительно передала деньги банку. Поэтому договор банковского вклада нельзя признать заключенным, решила первая инстанция. С этим выводом согласились апелляция и кассация.

После чего Игнатова обратилась с жалобой в Верховный суд.  

Выгодные условия

Дело № 5-КГ21-150-К2 разобрала «тройка» под председательством судьи Сергея Асташова. Представитель истицы Павел Колесников пояснил, что передача денежных средств подтверждается справкой о наличии действующих счетов и справкой о проведенной операции. По словам представителя, эти документы истцу выдал банк и она не знала, что они были оформлены неправильно.

В своей речи он также сослался на Постановление Конституционного суда от 27.10.2015 № 28-П, в котором указывается, что риски несоблюдения формы договора банковского вклада или процедуры его заключения возлагаются на кредитное учреждение как на профессионала в банковской сфере.

— Поясните, пожалуйста, у вас нет приходно-кассового ордера о зачислении средств? Он утерян или его вам не выдали? — спросила судья Елена Гетман у самой Игнатовой, которая тоже явилась в суд.

— 15 февраля 2015 года я пришла в офис банка рядом с метро «Университет». У меня там уже был вклад. Я забрала только проценты, а остальную сумму снова положила на вклад. Я попросила выдать мне сберкнижку, но сотрудники сказали, что это не обязательно. Тогда я попросила справку о проведенной операции. Мне ее выдали, и я спокойно ушла. Только через два года я узнала о проблеме. В декабре 2017 года я снова пришла в этот офис, и мне сказали, что моего вклада у них нет, — рассказала Игнатова.

— А что было после заполнения договора? Вы пошли вносить деньги в кассу?

— Нет, деньги были у банка. Я забрала только проценты по предыдущему вкладу, остальное должны были положить на новый вклад. Деньги на руки я не получала.

— А почему вы открыли новый вклад, а не оставили деньги на старом? — поинтересовался председательствующий Асташов.

— Сотрудники банка сказали, что на новом вкладе будут более выгодные условия, — пояснила Игнатова.

Еще истец рассказала суду, что в сентябре 2021 года она обращалась в полицию, но там ей помочь не смогли.

Процедура оформления

После закрытия старого вклада истец деньги на новый вклад так и не внесла, заявил представитель Сбербанка Александр Слоботчиков. Председательствующий спросил его, где расходный кассовый ордер о выдаче денег по старому вкладу.

— Его в деле нет, так как нижестоящие суды этот вопрос не исследовали. Истец тоже об этом не говорил. Есть ли этот документ у банка, я не знаю, мы его не искали, — ответил Слоботчиков.

— Если деньги не вносились, то почему вы выдали истцу справку о принятии денежных средств?

— Эта справка недействительна. На ней нет даты. С этой справкой клиент должен был пойти в кассу. Там ее должны были оформить, но истец, скорее всего, до кассы не дошла.

Слоботчиков также пояснил суду, что истец ранее открывала и другие вклады в банке. Правильная процедура открытия вклада была ей известна, поэтому она должна была знать, какие документы должен был выдать банк, уверен ответчик.

— У истца был счет в банке? На этом счете были отражены те деньги, которые она получила? — спросил судья Вячеслав Горшков.

— Счет есть, но денег там не было, — ответил Слоботчиков.

Выслушав стороны, тройка судей отменила все судебные акты и отправила дело на новое рассмотрение в Никулинский районный суд города Москвы.

* Имя и фамилия изменены редакцией.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Следователь из Ростова погорел на взятке

Editor

Юристов ВТБ обязали засесть за исправление кредитных договоров

admin

“Магнит” запустит производство кофе под собственными брендами

admin

Оставить комментарий

68586856